... (anirik_01) wrote,
...
anirik_01

Categories:

Дом и его хозяин.

Originally posted by artvitaspb at Дом и его хозяин.

Никаких сомнений нет в том, что дом во многом отражает лицо хозяина. Часто уже с фасада, с порога, вы можете составить вполне исчерпывающее представление не только о том, насколько соответствует постройка элементарным представлениям о профессионализме, эстетике и вкусе проектировщиков, архитекторов, дизайнеров, работавших над проектом, но, конечно, много чего для себя узнаете и о владельце постройки. Даже, несмотря на то, что с ним лично вы могли быть и не знакомы вовсе. Что касается архитектурных политипов Петербургского предпринимателя-филантропа Сергея Гутцайта – то здесь вас ожидают просто нешуточные затруднения.

DSC09249aPS_resize


Как тот самый двуликий Янус, Сергей Гутцайт и сам лично, и все его воплощенные архитектурные творческие фантазии совсем не однородны в предлагаемой информации, а наоборот, могут изрядно запутать любого самого дотошного любознателя. Ликов у Гутцайта гораздо более чем два, а вкусы и эстетические симпатии представлены настолько разнообразно и неожиданно в обильном перечне примеров, что осведомиться о домовладельце по ряду этих эстетических клише не представляется никакой возможности. Судите сами. Весь парадиз архитектурных воплощений осуществленных в проектах заказчика Гутцайта может вполне претендовать на целую, далеко не малую энциклопедию архитектурных стилей. В череде принадлежащих ему построек и реконструкций есть и знаменитый памятник декоративно-крепостного зодчества, и классика, и изысканный модерн, и национальный романтизм Гартмановской эпохи и театрально-декорационный изыск мирыскусников. А в восстановленной предпринимателем деревне Верхние Мандроги, что располагается в межозерье, на берегу реки Свирь, и вовсе явлен совершенно неповторимый музей архитектуры, где перемещенные из забытых деревень купеческие и старообрядческие дома, лобазы, церковь и мельница соседствуют с разнообразным новоделом, который в своих вкусовых заявках претендуют прямо на новое место в архитектуре!

Сочувствую. Поверить на слово не просто. - Это нужно увидеть…

* * *

Так как мы все-таки пытаемся на архитектурном примере больше узнать о самом хозяине, то и расскажем мы о доме, в котором он проживает сейчас, в последнее время. О доме, который является его останней по длинному счету любовью, к которой шел довольно долго...  

Не любить архитектуру одессит не мог. Родившись в интеллигентной еврейской семье, в южноукраинском портовом городе, который во многом своей историей и культурой схож с Петербургом, Сергей Гутцайт, «технарь» по институтскому диплому, не очень то и нуждался в каком то особом художественном образовании, чтобы определиться в своих вкусовых архитектурных пристрастиях. Вкус и эстетические привязанности вошли в подкорку исподволь, и доразвились в главной российской архитектурной Мекке, Северной столице. Смелости и уверенности в воплощении мечтаний только и добавил переезд в Петербург, да наставшие вдруг новые времена свободы предпринимательства и способов самовыражения. Достаточно сказать, что та, первая, еще советская мечта 90-х годов о собственном доме, виделась не много ни мало, а именно в стиле модерн. Чтобы ее воплотить, осталось найти номинальное количество денег и настоящего талантливого архитектора. Деньги начинающий ресторатор зарабатывал отчаянным трудом и искусным знанием ресторанного дела, которое в постсоветской России особо ценилось. Архитектор нашелся среди той толпы талантливой молодежи, которая в обанкротившемся государстве совсем не чаяла найти себе элементарный заработок, не то, что уж серьезную творческую работу. В результате, нашедшие друг друга заказчик и исполнитель, дружат по сей день, и вместе много работают. А архитектор Иван Князев - стал настоящим «придворным» зодчим Гутцайта, воплотившим более десятка крупных проектов, за что и получил диплом и грант Института архитектуры принца Уэльского. Пожив год в Лондоне, при дворе королевы Британии, Иван все-таки вернулся на подворье к Гутцайту. Здесь, хоть и синица в руке – да зато какая! Вместе с домом ресторатора, в стиле модерн, был построен тот сам главный источник предпринимательских доходов - русский ресторан «Подворье», непрекращающееся совершенствование, реконструкция и доработка которого продолжается вот уже более 10 лет. В это же время нашему современнику, молодому архитектору Князеву, была доверена честь править и дорабатывать и дом знаменитого архитектора XIX века Александра Брюллова, усадьбу которого Гутцайт получил от городских властей под устройство частной школы. Страсть к просвещению широких масс – это еще одно хобби ресторатора. Причем обучает он не только детей из малообеспеченных семей в созданной им самим школе, но и вполне успешно, вот уже почти десять лет ведет дело культурного просвещения жителей и гостей Павловска на ниве музыки. В воссозданном Гутцайтом  Музыкальном павильоне Павловского парка каждую субботу и воскресение проходят бесплатные концерты классической музыки. Проект восстановления зала был серьезным экзаменом и для инвестора-Гутцайта, и для подчиненных ему авторов проекта, реставраторов, строителей. Ведь лицензии на ведение реставрационо-восстановительных работ на территории садово-паркового памятника мирового значения частный предприниматель не имел. Дирекция ГМЗ «Павловск» и чиновники ГИОП сдались на милость от безысходности, так как изрядно порушенный памятник погибал на глазах. Браться за него кроме Гутцайта никто не хотел. Приобретя немалый опыт и заработав авторитет на реконструкции столь ответственного объекта как музейный павильон-памятник, можно было двинуться и дальше. Дальше появилась идея возрождения целого квартала погибших во время войны аристократических дач в мемориальном, находящимся под охраной ЮНЕСКО, в районе долины реки Славянки, в Павловске. Благодаря чудной красоте и гармонии ландшафта, эта часть Павловска именовалась прежде "Русской Швейцарией". Всего здесь утрачено около 15 построек, среди которых дома Александра и Карла Брюлловых, графини Самойловой, Жуковского, Бенуа, Лансере, дом и мастерская скульптора Клодта, а так же архитектурный символ Павловска, крепость-руина БИП. Об этих далеко идущих планах можно порассказать много интересного. Благо дело, Сергей Гутцайт свои проекты любит обсуждать широко, ни делая никакой тайны из своих фантазий, а скорее наоборот, изучая общественное мнение посредством поступающих через прессу откликов. Хотя и без этого чиновники администрации, городская общественность, историки и краеведы ему доверяют и всячески поддерживают. Не пошатнулся его общественный авторитет и тогда, когда надумал предприниматель обустроить себе новое жилище в бывшем особняке эконома Царскосельского лицея (с 1816 по 1841 г.) и коменданта Павловска П.А. Роттаста. Собственно, когда во владение руинами вступил Гутцайт, на особняк развалины уже никак и не походили. Дом был разрушен почти до основания. Зато сейчас – это уже настоящая аристократическая вилла, в которой свет, воздух, просторные объемы, высокие потолки погружают в состояние праздника и радости. Особенно выгодно отличает дом двухсветный вестибюль и наличие большого зенитного фонаря на крыше, благодаря которому, даже в пасмурную питерскую погоду дом остается светлым, уютным. К тому же, необходимость подобного пространственного решения вызвана и тем, что дом не в последнюю очередь предназначен для активной светской жизни, раутов, приемов, салонных концертов. Так, несмотря на то, что в новом доме Гутцайт живет совсем недавно, в нем уже побывали и Елена Образцова, и герцог Антон Эстергази, и земляк, друг еще по одесской жизни Михаил Жванецкий. Иногда, по-соседски, захаживает Максим Шостакович. Его дом находится совсем рядом. Обзавестись жильем в Павловске Максим Дмитриевич решил после знакомства с Гутцайтом. Собственно, благодаря его помощи и был подобран подходящий участок земли, буквально через дорогу от дома Роттаста. 

Вот тут–то мы и подошли к важному явлению, которое хоть отчасти отражает нынешнее внутреннее состояние владельца дома. Если в предыдущих архитектурных примерах Сергей Гутцайт предстает как преданный приверженец каждого конкретного стиля, на котором как будто проходит курс углубленного изучения той или иной вкусовой модели, то в доме Роттаста уже наступает та, импровизационная свобода, которая больше характерна для внутреннего состояния человека вполне искушенного, оторвавшегося от консервативных догм, и применяющего в деле максимум творческой воли. Эту-то свободу он и позволяет себе в полной мере. Она, прежде всего, и лежит в основе исходного задания для архитектора. Конечно, не следует исключать и то обстоятельство, что в немалой степени искомая свобода является отражением внутреннего комфорта и состоятельности уверенной в себе личности. Под управлением такого заказчика и тот же Иван Князев, воплощавший проект общей  реконструкции дома и внутренних интерьеров, представлен совсем по иному, нежели в предыдущих своих работах выполненных в тандеме с Гутцайтом. Так под стеклянной крышей барочного дома, во внутренней пространственной организации соответствующего типу современного особняка в американском духе, прижились интерьеры вне стилевых культурных черт, сдобренные искусной меблировкой все того же, любимого по одесской юности модерна и дополненные роскошными, словно дорогие живописные работы старых мастеров, пейзажными панорамами парковых пространств виднеющихся за окном. Ландшафтная планировка, как и фасад дома, была воссоздана в соответствии с исторической точностью. Не только дорожки повторяют старый план, но и кустарник и деревья высаживались в соответствии с историческими указаниями. Но вот отдельным, особым мотивом звучат детали декора и мелкие вещи, наполняющие жилое пространство дома. Ездить по мебельным, антикварным и комиссионным магазинам Гутцайт любит. Порой на поиски нужного предмета тратится немало времени. Но, помимо его участия в деле создания интерьера, здесь уже присутствует взгляд на устройство жилища и супруги хозяина дома, Люси, так же много времени и старания отдающей поиску нужных интерьерных решений. Как признается она сама, никаких специальных знаний ей не понадобилось, чтобы организовать пространство. Интерьер создавался по наитию, в соответствии с собственными ощущениями и предположениями. Современные представления об удобстве и комфорте здесь гармонично дополняют историческую фактуру старинного дома. Вещи приобретались в самых разных местах, и, зачастую уже именно предмет становился центром некоей новой композиции, которая дорабатывалась впоследствии. Состояние купленной по случаю мебели значения особого не имело, так как у Гутцайта есть и своя хорошая мастерская, и толковые специалисты, которые из затрапезной, зашарпанной, но симпатичной вещицы могут сделать настоящую игрушку. Так как речь все-таки идет о жилище ресторатора, то и кухня является, чуть ли не самым заметным элементом интерьера. Она располагается тут же, рядом, в главном зале, за небольшим простенком. Очень часто, в дополнение к культурной программе, которой развлекают гостей, настоящим шоу выглядит виртуозная работа Гутцайта-повара. Готовить он любит, и проявляет недюжинную смелость и выдумку, импровизируя у печи, словно у рояля, во время создания очередного своего блюда, тема которого родилась в полете неудержимой фантазии. И тогда, наполненный запахами и ароматами, доносящимися от печи, дом становится еще более теплым и уютным, живым и жилым, в самой полной мере дополняя портрет своего хозяина, творческого человека, который любит и умеет готовить, имеет много друзей, живет яркой и насыщенной жизнью.  
Виталий Васильев.



Филантроп
Вера Краснова
http://expert.ru/expert/2003/16/16ex-gutsait_33213/
Tags: architecture, ~russia, ~ссср, жизнь
Subscribe

  • По субботам и воскресеньям...

    ... город наводнен людьми со стаканом кофе в одной руке и круасаном в другой. В каждую кофейню стоит хотя-бы пара человек в очереди. А потом все…

  • Home of the Week.

    Schitt’s Creek не смотрела (меня хватило минут на 20) но дом, который снимали в кино находится в Торонто Достоин варламосвкой рубрики "так жить…

  • Бункер для воды.

    Старая водонапорная башня в Альсемберге стала слишком маленькой. По всему муниципалитету было также несколько подземных резервуаров меньшего размера…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments