Мы когда-то были в Виттреске (Hvitträsk), доме Элиэля Сааринена и его единомышленников - Гезеллиуса и Линдгрена. Атмосфера очень похожая. Так же как и в Виттреске, дизайнером тканей была его жена Лоя. Один из ее ковров - продолжение дивана в столовой – напоминает похожий ковер в «Виттреске».
Лоя Сааринен (Loja Saarinen ) была руководителем факультета ткачества. Все ковры для дома выполнены по ее дизайну.
В Кранбруке, у Сааринена, учились многие известные дизайнеры, такие как : Чарльз и Рэй Имс (Charles and Ray Eames), Флоренс Шуст (Florence Schust , позже Knoll), Харри Бертойя (Harry Bertoia)
Не раз вспоминала Райта; вот откуда взялся его золотой цвет и трюки с перспективой (крыльцо-вход в дом Сааринена), эффект «перетекания» . Райт неоднократно посещал Сааринена в Кранбруке.
Его там даже называли особым именем : Mr. Frank Lloyd Wrong.
Говорят заработал он его, когда, во время дискуссии об архитектуре, разговор зашел о симметрии и ассиметрии. Райт подошел к камину и отодвинув каминный экран, разворошил поленья, сказав : Вот что я думаю о симметрии и балансе! На некоторое время Элиель и Лоя опешили, а потом Сааринен произнес фразу ,после которрой Райт получил новое имя: “You may be named Wright but, usually, you are wrong!” («Может быть вы и называетесь Райт (англ.- "правильный" ) , но как правило, вы ошибаетесь!»)
Тем кто читает на англ. советую прочитать записки Роя Слейда, пятого президента Кранбрукской Академии искусства и директора Кранбрукского Художественного Музея (1977-95) .
Именно он начал реставрацию дома Сааринена.
Его записки пронизаны любовью к Кранбруку.
Это его персональная страница http://www.royslade.com/web/grounds.html
Дом принадлежал Академии и в нем жили все президенты, занимающие эту должность после Элиэля Сааринена, поэтому впоследствии многое в его убранстве и дизайне менялись.
Недавно была осуществлена реставрация и дом восстановлен в том виде, в каком он был задуман.
А нам повезло, мы первая группа, которой было разрешено фотографировать внутри.
И нам даже выдали тапочки (одноразовые, поролоновые), что вообще со мной здесь случилось в первый раз. Фотографиривать разрешали, правда только по команде: а вот теперь можете делать фотографии!
Экскурсовода жутко раздражало, если во время ее рассказа кто-то начинал щелкать затвором. Но впрочем, она так хорошо рассказывала, и много знала, что пусть.
Ковер формирует ось направляющую взгляд на камин и панно на стене.
Весь текстиль в комнате в комнате был разработан Лоей Сааринен и соткан в ее в студии.
Софа слева по финской традиции накрыта ковром, спускающимся на пол, чтобы его можно подвернуть и укрыть ноги. Здесь щтого, конечно, никто никогда не делал.
Столовая - перход от прямоугольной комнаты к круглому столу ( скошеные углы, переход в восьмиугольник) то же повторяется в рисунке ковра и мощении во дворике.
Вся деревянная мебельбыла выполнена шведском краснодеревщик Tor Berglund по дизайну Элиеэля Сааринена
Стол на восьмиугольной базе, но с круглой столешницей, переход к золотому куполу
За открытой дверью кухня, и видна ее главная достопримечательность: холодильник.
В то время им очень гордились, поэтому он поставлен прямо напротив двери, и во время приема гостей дверь часто оставалась открытой.
Так как форма стола была очень важна для дизайна команты, Элиэль Сааринен разработал стол из четырех сегментов с возможностьяю раздвигаться, оставаюсь круглым.
На стене напротив дверей во двор гобелен финской художницы Greta Skogster (1900-1994), как бы отражает вид из окна.
Основное помещение дома : студия.
Состояла из 3х частей: алькова с диванами,который Лоя Сааринен называла «Уютный уголок» ; основной зал, где работали Элиэль и Лоя и где устраивали приемы и офиса по Елиеля в задней части комнаты.
На полу ковер, сотканный в Финляндии в XVIII веке, в технике ryijy (RYE-a) , В этой же технике Лоя делала свой ковры.
Это один из несколькох исторических ковров собранных Саариненами.
В будние дни хранился в свернутом состоянии, расстилался только на приемы.
В комнате обычно стояли три чертежных стола для работы, которые тоже убирались для проведения приемов.
«Уютный уголок»
В этой нише, на втором этаже, Елиель и Лоха завтракали каждое утро в 7:30 утра.
На дверях спален дочь Лои и Элиэля , Пипсан сделала росписи по трафарету на финские мотивы
На втором этаже находятся 5 сплен. Посмотреть можно только одну.
Комнату сына Елиеля и Лои, Эро.
(Эро Сааринен стал известным американским архитектором и дизайнером мебели)
Можно сказать, это была его первая дизайнерская работа, отец разрешил ему самому сдизайнировать мебель для своек комнаты. Впоследствии эта комната превратилась в гостевую (вот почему там две кровати )
Saarinen House and Garden: A Total Work of Art
http://cranbrookkitchensink.wordpress.com/2013/04/24/worker-bees-and-spider-webs-the-art-and-science-of-preparing-historic-houses/
http://detroit.curbed.com/archives/2011/08/best-historical-home-tours-in.php
http://www.royslade.com/web/grounds.html
http://www.alessi.com/en/3/1402/silver-objects/tea-set-with-urn
Фото из архива
http://cdm9024.contentdm.oclc.org/cdm/search/searchterm/Saarinen%20House--Interior/mode/exact
Loja Saarinen, sitting in front of "The Cranbrook Tapestry", designed by Eliel Saarinen and woven in the studio of Loja Saarinen,1934/5.
Eliel Saarinen with LeCorbusier on Academy Way
Charles Eames and Eero Saarinen(pictured above) began their lifelong collaboration at the Academy. Photo courtesy of Cranbrook Archives.
Charles Eames & Eero Saarinen at Cranbrook ca. 1941
Eero Saarinen and Florence Knoll